DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Андрей Каминский - автор

Принято считать, что славянская мифология не пользуется популярностью на Западе и редко служит источником вдохновения в той части света. И в случаях, когда западные дельцы обращают внимание на славянскую мифологию, творения их порастают развесистой «клюквой». Но есть одно заметное исключение. Имя, пришедшее из славянской мифологии и несущее ее приметы, но при этом получившее широкую известность именно в западной массовой культуре. Имя это — Чернобог. Подробнее читайте в статье Андрея Каминского.

«Неевклидова геометрия», «странные углы», «неестественная архитектура» — все эти описания не редкость для хоррор-произведений. «Неправильность», «искаженность» геометрических узоров и архитектурных форм с давних пор является одним из определяющих признаков чего-то чуждого, враждебного и, разумеется, «невыразимо ужасного». О том, как философия враждебного воспроизводилась в литературе через мотивы «искаженных пространств», расскажет Андрей Каминский.

Не так давно 90-летний юбилей отметил один из самых известных монстров мирового кинематографа: 2 марта 1933 года в Нью-Йорке состоялась премьера фильма «Кинг-Конг». С этой, тогда еще черно-белой ленты и началось победоносное шествие исполинской обезьяны по миру. Появление подобного персонажа было предсказуемым и, можно сказать, закономерным. О том, что предшествовало приходу гигантской обезьяны на большие экраны, расскажет Андрей Каминский.

Биографы отшельника из Провиденса хоть и упоминают о его увлечении античностью, но делается это как-то вскользь: как правило, исследователи концентрируются на расовых или политических взглядах Лавкрафта, либо на его отношении к проблемам пола и секса. О его исторических предпочтениях вспоминают реже — и, пожалуй, совершенно зря: любовь Лавкрафта к Древней Греции и Риму плавно переместилась в его творчество, а образы античной мифологии находят свои параллели в персонажах Мифов Ктулху.

Древние, называя Атлантику «Морем Мрака», неумышленно предугадали ту особую мистику, которой будет пронизана культура Нового Света. После колонизации Америки ее фольклор слагался из трех основных компонентов: индейского язычества, легенд европейских переселенцев и верований африканских рабов, причудливо смешавшихся с религией белых хозяев. Это сочетание, пусть и в разных пропорциях, породило множество самых невероятных существ, заполнивших «народный хоррор» этой части света.

Не все диктаторы, которых знала мировая история, ограничивались в своих деяниях лишь традиционными методами правления. Известны случаи, когда власть имущие пытались прибегать и к помощи сверхъестественного. К числу таковых относятся, например, панамский лидер Мануэль Норьега и гаитянский «доктор Вуду» Франсуа Дювалье. О них и пойдет речь во второй части статьи Андрея Каминского об оккультных правителях.

Во все времена находились правители, желавшие укрепить власть с помощью потусторонних сил. Не счесть гадалок, астрологов, магов и подобной публики, отиравшейся при дворцах владык. Новый Свет, осененный духом «прогресса», «свободы», «республиканизма» мог казаться избавленным от предрассудков прошлого. Но человеческая природа неистребима, и в обеих Америках находились политики, баловавшиеся «тайными науками». Ряд таких примеров — в настоящей статье.

С незапамятных веков человечество сопровождают эти серые тени, мелькающие во мраке подвалов, канализационных туннелей, в темных углах складов и амбаров. Несмотря на все попытки избавиться от незваных попутчиков, и по сей день осторожный шорох и назойливый писк нет-нет да напомнят людям о притаившейся рядом параллельной вселенной. Голохвостые усатые твари — живучие, плодовитые, вездесущие, пожиратели припасов и разносчики болезней, — многократно отразились в легендах, слухах и байках, плавно перетекших и в жанр хоррора.

Индия — страна многих языков, народов и религий, с ее тысячами богов и демонов, породила множество странных, сложных, а порой и пугающих культов. С этими культами с переменным успехом боролись мусульманские властители и британские колонизаторы, но и по сей день в глухих уголках Индии слышатся отголоски древних жестоких времен. Один из таких темных культов посвящен У Тхлену — злому богу или дьяволу в обличье змеи у народа кхаси.

Среди всех чудовищ, созданных воображением Говарда Филлипса Лавкрафта, Ктулху занимает особое место. Именно рассказ «Зов Ктулху» принято считать первым кирпичиком уникальной авторской мифологии, вдохновившей как самого Лавкрафта, так и многочисленных последователей. Но могло ли подобное божество целиком и полностью являться плодом фантазии одного человека? Андрей Каминский попытался разобраться в источниках вдохновения джентльмена из Провиденса.

В отличие от туземцев других регионов Океании, австралийские аборигены не особо прославились людоедством, хотя и нельзя сказать, что у них его не было вовсе. Как и многие другие народы, на определенной стадии развития коренные жители «зеленого континента» практиковали ритуальный каннибализм, но он никогда не приобретал такого размаха, как у соседей из Новой Зеландии, Фиджи или Новой Гвинеи. Однако своя каннибальская традиция у Австралии все-таки есть — только связана она не с аборигенами, а с белым населением.

На стыке хоррора, фэнтези и научной фантастики уютно расположилась целая группа персонажей, объединенных общими признаками. Их именуют змеелюдами, лизардменами, рептилоидами, они стали героями книг, фильмов, игр, городского фольклора и конспирологических теорий, но истоки этого образа, как и многих других, просматриваются в самых древних и жутких легендах человечества.